Заметки путешествующих

Евгений Иванов

Все альбомы


Россия


Этноэксп 2008


День 19. Улан-Удэ – Бичура. 200 км

Ранний подъём. Завтракаем, развлекаемся на слэклайне – натянутой между деревьями стропе. Моемся, купаемся. Речушку можно перейти вброд. Днём пейзаж не менее дивный. Вдоль гор тянется железка. Степной ландшафт, прижимистые изогнутые деревья, причудливые коряги.

Выдвигаемся в город. Столица Бурятии, Улан-Удэ формировался, как казачье поселение на берегу Уды. Сразу же поставили и острог, вытеснив и подчинив проживающих тут кочевых бурят. Сейчас, это красивый город, немного застывший в прошлом. Посреди центральной площади стоит немыслимых размеров чудовищная, гигантская голова Вождя народов с аутентично раскосыми глазами. Видать в таком виде местное население больше доверяло новой власти. Благодаря своим размерам, нелепая башка профессора Доуэля занесена в книгу рекордов Гиннеса.

Гуляем по улицам. Среди буряток много очень красивых. Закупаем бурятской музыки для этнографического анализа. В автолавках приторговывают бурятским фастфудом: хушур, шарбин, жаренные позы.

После полудня отправляемся за город в известный на всю страну буддистский Дацан. Паломническое место. Монастырь. Для того, чтобы совершить обряд очищения «Гороо», следует обойти Дацан по периметру, касаясь столбов, закручивая барабаны и обходя их обязательно слева. Есть молельщики, которые живут здесь по три недели и раз в день совершают обход – слишком много грехов.

На деревьях трепещутся цветные ленты. В молельных домиках играет музыка, чадят лампадки. В центре высится фигура Будды. К божеству нельзя поворачиваться спиной – выходить из молельни следует пятясь.

На улицах и внутри домов лежат двухметровые деревянные настилы для «простирания». Молящийся берёт в руки два гладких деревянных чурбака и, скользя ими по доскам, простирается ниц в сторону святынь. Очень популярны записки для прекращения проблем и безденежья, различные здравицы и лампадки за упокой.

«Ом мани падмэ хум…» – гортанно вытягивают монахи под трескот барабанчиков и гудение труб. На стенах львы и знаки ваджары – тотемного изображения священного алмаза. Покидаем монастырь с чувством просветления, не выходя из состояния бодхи. Клонит в Нирвану.

Вернувшись в город, отдыхаем и снова в дорогу. Отправляемся по приглашению в Бичуру – известное старообрядческое поселение. Двести километров по ночным пыльникам и нас встречают радушные хозяева. Кормят, поят, отправляют в баньку с дороги. Ночевать отправляемся на речку.







Иволгинский дацан

Иволгинский дацан «Хамбын Хурэ» — главный буддийский храм страны. Памятник истории и архитектуры. Расположен в Республике Бурятия в селе Верхняя Иволга в 36 км западнее центра Улан-Удэ. «Обитель Колеса учения, приносящего счастье и полного радости». https://ru.wikipedia.org/wiki/Иволгинский_дацан.

Хий морин вешать не стал — нельзя!

По легенде место храма указала белая лошадь, сама пришедшая на это место.

Доска для простирания ниц. Берёшь в руки дерявянные колодки и скользишь по доске, принимая горизонтальное положение. Видны стёртые полосы.

Дацан.

Василий и Мария.

Барыги.

Оммани бадмэхум.

А ты — симпатичный!

Тёлятам вставляют такое приспособление, чтобы не сосали маму и питались самостоятельно, травой.

Удобства на улице.


Улан-Удэ

Третий по величине город на Дальнем Востоке, уступающий по численности населения только Владивостоку и Хабаровску.

Маша.

Тусовка в центре.

Улан-Удэ расположен в Западном Забайкалье, при впадении реки Уды в Селенгу, в ста километрах к востоку от Байкала.

Город раскинулся в Иволгино-Удинской впадине, которая представляет собой зажатую между горами слабохолмистую равнину.

История города началась с основания в 1666 году русскими казаками зимовья Удинское, построенного для сбора ясака с местных тунгусских родов.

Башка. Занесена в Книгу Гиннесса за размер.

С 1678 года известен как Удинский острог.

В 1775 году получил статус города и герб согласно Грамоте вольностей городам Екатерины II.