Заметки путешествующих

Евгений Иванов

Все альбомы


Россия


Этноэксп 2008


День 5. Уфа – Челябинск. 380 км

Будильник пищит в десять, пока дотягиваюсь выключить, пока сажусь на кровати – уже глядишь и час дня. Приехали в 2 часа ночи, перевели часы на 4, легли в 6. Опасная тенденция, если так пойдёт дальше – во Владивостоке будем подниматься в полночь. Впрочем, всегда можно испытать метод Хармса – ложиться всё позже и позже, пока не станешь просыпаться утром.

Смотрим Уфу. Сбор в кафе «А». Обедаем на стеклянной веранде, пользуя бесплатный вай-фай.

Платим по счетам и стартуем. Только трогаемся – в окно мне протягивают телефон и зарядку, которые воткнул в баре и оставил.

Выезжаем из города на трассу. Минуем речушку под названием: Ук, вспоминаем трогательный Уй под Йошкар-Олой.

«Барыги» ночевали, как водится, где-то в поле под Уфой. Чуть не задохнулись от каких-то зловонных испарений. Несмотря на, в общем-то, не сильную загрузку, у «Барыг» внезапно едут стойки багажника. Колесят с утра по городу, находят новые стойки, ставят. Догоняют нас на выезде на М5. Встречаемся у моста через Баш, обсуждаем маршрут и снова в путь.

Сразу же начинает работу радиорубка «Буцефала». Связист Лесной делает беглый обзор местной прессы. Узнаём, что пикники на пляжах озера Кашкадан нельзя сдабривать даже пивом – штраф выписывают моментально. Власти борются с немыслимой статистикой по утопленникам. Популяция выпивает, не зная меры.

Радиостанция «Эхо Буцефала» сообщает в эфир этнографические подробности о первой точке сегодняшнего маршрута – городе Златоуст.

Пилим по нарастающей в горы. Впереди Урал. Параллельно трассе в противоположную сторону ползёт товарняк вагонов на сто. По обочинам продают медок и яблоки.

Вокруг немыслимые виды – Швейцария практически. Только домишки посмурнее, да старики посгорбленнее. Покидаем Башкирию, занимаем эшелон в 1.000 метров над уровнем моря и, проходя по южным предгорьям Уральской гряды, валимся вниз, в Азию – в долины, навстречу Златоусту.

Из-за многочисленных фур сильно растягиваемся по трассе. Но канал держит связь – травим байки в радиоэфире. Дабы разнообразить быт, меняемся машинами – я пересаживаюсь к «Барыгам», а Саша берёт под уздцы «Буцефал». Начинает накрапывать. На подходе грозовой фронт. Караван с милицейской охраной тащит на больших платформах опоры моста. Пробка. «Аист» и «Мумусик» первые уходят влево на Златоуст.

Оставшиеся экипажи ошибаются с поворотом – попадаем в карман с заправкой, дальше грунтовка к городу. Выведет ли? Шпарим по глине, через две деревни выходим на въезд в город.

Златоуст. Сокровищница, притулившаяся на восточном склоне Урала. Напоминает сразу всё – и Италию, и Абхазию. Средь холмов, между которыми протекает приток Камы – река Ай, раскинулся дивный городок, наполненный паломническими церквами. В прошлом центр оружейного производства – рядом медная гора. Здесь впервые начали лить стальные пушки. Впечатляющие красоты. Всё-таки, у туризма в России есть будущее!

Светясь в сумерках, вдоль горы ползёт поезд. Дождавшись заплутавшего среди извилистых троп «Мумусика», выстраиваемся в привычную колонну и идём на Миасс. Начинает сильно хлестать дождь.

Радио эфир наполняется поэзией. Василий упоённо декламирует Степанцова и Луку Мудищева. Впрочем, после холмов Златоуста вспоминается и Бродский:

«Вместе они любили
сидеть на склоне холма.
Оттуда видны им были
церковь, сады, тюрьма.
Оттуда они видали
заросший травой водоем.
Сбросив в песок сандалии,
сидели они вдвоем».


На входе в Миасс сверкает и сильно бабахает. Обрушивается сильнейший грозовой ливень. Кружим по улочкам, ошибаемся в повороте за мостом. Тормозим у гигантской трансформаторной будки, чтобы свериться с картой.

Тёма-барыга, отсыпающийся сзади на огромном ложе, приподнимается на локоть, берёт рацию и настоятельно рекомендует всем: срочно выключить рации и скрутить с крыш антенны.

На последних словах нас слепит сноп искр, раздаётся жуткий «бабах», и пару секунд трансформаторная будка мерцает, как стробоскоп! Мы наблюдаем разряд молнии в будку в двадцати метрах от нас.

Ошалевшие передвигаемся метров на триста вперёд, выключаем рации, скручиваем антенны. Тёма, выдав ещё пару комментариев, поворачивается на другой бок. Пронесло. Обычно, разряд в антенну на крыше глушит пассажиров внутри минут на пять. Приятного мало. Самая настоящая контузия.

Постепенно гроза стихает. На одной из улочек тормозим, чтобы вернуть антенны на крыши. От стены отделяются тени – стриженые ребятки проявляют живой интерес к экспедиционным машинам. Отшучиваемся и ретируемся.

Выходим, наконец, на Челябинскую трассу. Минуем указатель границы «Европа Азия». Мысленно поднимаем бокалы, мы – в Азии! На часах два ночи. В ночном эфире радиостанции «Эхо Буцефала» диджей Василий просвещает аудиторию сводками из истории Челябинска. На горизонте всполохи уходящей грозы освещают надвигающийся город.

Меняемся обратно машинами. «Барыги», как обычно, уходят искать ночлег в леса. Мы движемся в центр – нас ждёт ужин, душ и широкая кровать. Бокал вина и спать. Завтра здороваемся с Челябинском.







Челябинск

Cедьмой по количеству жителей город в России.

Расположен на геологической границе Урала и Сибири, в азиатской части России, на восточном склоне Уральских гор, по обоим берегам реки Миасс.

3D-картинки на улице.

Живу грешно (на руке тату).

Приемлемый стиль в центре, пацанский топлесс.

Согласно топонимическому словарю «Географические названия мира», селение основано в урочище Челеби, название которого происходит от тюркского личного имени Челеби («царевич», «образованный»).

Потомки первопоселенцев и старожилов говорили о том, что название крепости Челяба, данное по названию урочища, восходит к башкирскому слову «силебе» («впадина», «неглубокая яма»).

Из-за интенсивного производства в городе танков и других боевых машин в военный период Челябинску в 2015 году присвоили звание города трудовой доблести и славы, а сам город в народе получил название «Танкоград».

20 июня 1742 года немецкий путешественник И. Г. Гмелин составил первое описание крепости: «Эта крепость также находится на реке Миясс, на южном берегу, она похожа на Миясскую, но побольше и окружена только деревянными стенами из лежащих брёвен. Каждая стена имеет примерно 60 саженей. Она заложена вскоре после Миясской крепости, а имя получила от ближайшего к ней, находящегося выше на южной стороне реки леса, по-башкирски Челябе-Карагай».

В 1774 году благодаря действиям воеводы А. П. Верёвкина, выдержал осаду пугачёвцев, однако в феврале 1775 года пугачёвцы взяли крепость.

Город стоит на реке Миасс, в пределах города находится Шершнёвское водохранилище и три озера: Смолино, Синеглазово, Первое.

Розенбаум собирает на пропитание музыкой.



Самая красивая и интересная улица Челябинска – Кировка, Челябинский Арбат. На нём множество памятников. Это памятник Левше.

Рельеф города слабо холмистый на западе с постепенным понижением к востоку. Интересный факт, Челябинск как Рим, Константинополь и Москва, располагается на семи холмах.

Флаг Челябинска, утверждённый в 2002 году, представляет собой жёлтый навьюченный верблюд, в знак того, что по территории города проходили важные торговые пути, на фоне крепости, показывающей, что Челябинск был основан как крепость.

Челябинск расположен почти в центре материка Евразия.

С 1893 года до 30-х годов XX века в Челябинске, возле вокзала железнодорожной станции, возникает и существует крупнейший в России врачебно-питательный переселенческий пункт в составе Переселенческого управления, через который в это время проходили практически все переселенцы в Сибирь и на Дальний Восток.

Развитию города способствовал запуск в эксплуатацию в 1896 году ветки Уральской горнозаводской железной дороги соединяющей Челябинск с Екатеринбургом, вследствие чего весь грузопоток из изолированной до этого железной дороги потёк через Челябинск в европейскую часть страны, вдобавок к потоку из Западной Сибири. За Челябинском закрепляется неофициальное почётное название «Ворота в Сибирь».

С юго-запада до севера Челябинск подковообразно укутывает Сосновский район. С восточной стороны к Челябинску примыкает город-спутник Копейск. На северо-востоке Челябинск граничит с Красноармейским районом.