Заметки путешествующих

Евгений Иванов

Итак: Москва – Владивосток – Москва.
Старт 24 июля 2008 года с Воробьёвых гор.

Маршрут по первым прикидкам может выглядеть примерно так:

1. Москва – Нижний Новгород, 410 км.
2. Нижний Новгород – Казань, 390 км.
3. Казань – Уфа, 520 км.
4. Уфа – Челябинск, 410 км.
5. Челябинск – Тюмень, 420 км.
6. Тюмень – Омск, 620 км.
7. Омск – Новосибирск, 650 км.
8. Новосибирск – Красноярск, 770 км.
9. Красноярск – Братск, 900 км.
10. Братск – Иркутск, 640 км.
11. Иркутск – Улан-Удэ, 440 км.
12. Улан-Удэ – Чита, 570 км.
13. Чита – Хабаровск, 2270 км.
14. Хабаровск – Владивосток, 750 км.
15. Владивосток – Борзя, 2820 км.
16. Борзя – Улан-Батор, 920 км.
17. Улан-Батор – Ташанта, 1800 км.
18. Ташанта – Барнаул, 700 км.
19. Барнаул – Павлодар, 500 км.
20. Павлодар – Астана, 430 км.
21. Астана – Байконур, 1260 км.
22. Байконур – Аральск, 220 км.
23. Аральск – Астрахань, 1460 км.
24. Астрахань – Волгоград, 420 км.
25. Волгоград – Тамбов, 520 км.
26. Тамбов – Москва, 460 км.

Около двадцати тысяч километров. Порядка шестидесяти дней. Два месяца.

Ха-ха, да бросьте! Я сижу перед монитором в уютном кресле. Какие двадцать тысяч километров? Какая Ташанта? Это, вообще, где? Пойду, налью себе кофе.

Со всех сторон присылают ценную информацию и советы. Изучаем федеральную трассу «Амур» – М58. Похоже, люди, прошедшие этот участок, схватили бога за бороду, и ангелы могут живыми брать их на небо. Тёма-барыга пишет: «Чита – Хабаровск. У кого на машине нет брызговиков – обязательно поставьте. И покондовее. Там около мегаметра щебеночного покрытия. По закону всемирного косяка щебенка летит преимущественно в стекла. И если друг другу мы трещины на стекле, может, и простим – то перегонщики, составляющие девяносто процентов тамошнего трафика, могут догнать и… физически выразить неудовольствие. Гостиницу найти за Читой тяжело в принципе».

В Новосибирске 1-го августа 2008 на большом небесном экране планируем смотреть документальный фильм под названием: «Полное солнечное затмение». Total Eclipse 2008. В Новосибирске будет наиболее выгодное положение для наблюдения – наибольшая фаза, говоря астрономическим языком. Отличная бизнес-идея для города – заказать разгон облаков и продавать туры в Сибирь. Юзер Лесной считает, что нет ничего лучше, чем наблюдать солнечное затмение на снимках «Ассошиэйтед Пресс». Следующее полное солнечное затмение пройдёт по территории страны лишь через двадцать пять лет.

Посольство Монголии закрылось до понедельника. 11-13 июля главное событие для страны – праздник «Наадам». Годовщина революции и дата основания государства. Трёхдневный угар.

Связались с ребятами из Барнаула. Организуют сафари в Монголию. Только вернулись с маршрута. Говорят – в столице беспорядки, в провинции спокойно. По границе дали такие рекомендации: «Заходить в Монголию лучше через Кяхту – накатанный пункт. Или через Борзя – Соловьёвск. Из них, правда, там никто не был, сведений о пункте нет. Заезжать обратно лучше через Эрзин, минуя озеро Увс-Нуур. В этом случае дорога выходит в западную Туву на красивый Шапшальский хребет – за перевалом Алтай и выход на Чуйский тракт. Если заезжать через Ташанту – там лишь сплошная голая степь».

В целом, говорят – глухомань полная. Гребёнка, камни, броды – большая вибронагрузка. Купить запчасть можно только в Улан-Баторе. Возят с собой всё, что может пригодиться.

И правда, СМИ сообщают: «В Монголии – беспорядки!». А тут ещё и мы заедем – порядка точно не прибавится.

Таможня даёт добро! В понедельник забрал все паспорта из посольства. Визы готовы. Монгольские власти решили всё таки рискнуть и пустить бойцов этнографического фронта в страну по партийным рекомендациям.

Вторая встреча экипажей. Смотрим на карту, и глаза разбегаются. Восемь часовых поясов. Пока только одно понятно – сначала едем в сторону Владивостока. Потом обратно. Действуем по обстоятельствам. В случае поломки всегда есть возможность поставить машину на ж/д платформу и отправить в Москву.

Тёма-барыга пояснил, что сделать это можно при следующих условиях: «Наличие контейнера крана на станции. Наличие мест на платформе. И наличие дяди Васи, который умеет запихнуть ваш внедорожник в контейнер так, чтобы на выходе вы не получили микролитражку. И это крайне востребованная специальность, поскольку Вася должен обладать редким качеством – не пить пять дней в неделю!».

Про Казахстан пишет: «Восточная часть страны, отделённая Алма-Атинским шоссе, вполне цивилизованна – дороги есть, заправки есть, города присутствуют. Топливо не всегда хорошего качества. Запас должен быть на тысячу километров. Фильтры запасные обязательно. Пыль. Колючки. Последние забивают детали подвески и горят. Надо тушить. Колючки пробивают колеса. Резина нужна жесткая. Брать много грибков для ремонта колес и баллончики с герметиком. Две запаски – обязательно! Байконур – закрытый город. Нужны пропуска. Смотреть есть на что, но интересно попасть на старт ракеты».

На Байконуре между тем планируется пуск, который мы как раз таки можем застать. Середина сентября – старт «Протона-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Нимик-4».

Лесной подкидывает информацию: «Буддисты отправились в автопробег от Владивостока до Питера. Сегодня, в России стартовал беспрецедентный фото автопробег буддистов школы “Карма-Кагью” через всю Россию – от Владивостока до Санкт-Петербурга по девятнадцати российским городам. Автопробег продлится двадцать один день и финиширует 5-го августа в Петербурге». Где-то мы с ними должны пересечься.

24-го июля в первый день будем ночевать в Нижнем Новгороде. С большим трудом удалось забронировать жильё. Город наводнён туристами – там проходит Нижегородская Ярмарка. Ожидается прибытие президента. И других официальных лиц. Надеемся, что и наш караван город встретит хлебом и солью.

Меньше суток до старта. Лихорадочные сборы, беготня и паника. Обязательно забудешь, что-нибудь важное и супер-нужное.

Завтра мы посидим, по обычаю, на дорожку на Воробьёвых горах. Сядем в автомобили и поедем в Москву. Через Владивосток. Минуя Монголию и Казахстан.

Состав экипажей:

«Мумусик» – Тёма, руководитель экспедиции.
«Буцефал» – Иван, Лесной, Василий, Евгений.
«Барыги» – Тёма, Маша, Саша.
«Аисты» – Дима, Света, Коля.
«Тюмень» – Саша и Таня.
«Кроты» – двое парней, познакомимся позже.

Итого: пятнадцать человек и шесть машин.
Бескомпромиссная Этнографическая экспедиция!

Пожелайте нам удачи… К чёрту!






Девять тысяч километров в одну сторону.